Скулшутинг (от англ. Schoolshooting — «школьная стрельба») или Вооружённые нападения в учебных учреждениях, — применение вооружённого насилия на территории образовательных учреждений (главным образом к учащимся), нередко выливающееся в массовые убийства.
Внешние и внутренние факторы
Внешние факторы:
- отсутствие внимания родителей к ребенку;
- проблемы в семье;
- потеря близкого человека (родственников, друзей);
- социальная изоляция, или социальный остракизм;
- трудности (конфликты) обучающегося в общении со сверстниками, педагогами;
- буллинг в школе, классе, группе;
- интерес подростка к компьютерным играм, с жестокими сценами насилия;
- доступ к сайтам и группам в сети Интернет, пропагандирующим идеологию «скулшутинга», экстремизма;
- включенность в экстремистские движения;
- возможный доступ подростка к огнестрельному и холодному оружию в доме.
Внутренние факторы:
- психические нарушения;
- уязвимость и трудности регуляции поведения;
- повышенная чувствительность и тревожность;
- эмоциональная ригидность;
- склонность к накоплению отрицательных переживаний;
- депрессивное состояние ребенка;
- выраженное напряжение, или дистресс;
- проблемы самоидентичности;
- внушаемость и ведомость ребенка.
На что необходимо обращать внимание педагогическим работникам:
- Семьи, склонные к насилию (психологическому, физическому) в отношении несовершеннолетних;
- Родители, которые не интересуются жизнью, увлечениями и проблемами детей, что может привести к развитию разных видов агрессивности у детей.
- Отсутствие у ребенка общения со сверстниками может стать причиной появления у него серьезных психологических проблем.
- Неконструктивные отношения со сверстниками (обзывание, ссоры, толкание, порча личных вещей, буллинг, косвенная агрессия).
- Помочь обучающимся с низким статусом в коллективе показать свою полезность для коллектива, класса, группы Учителям лучше избегать ситуаций, в которых часть детей может остаться невостребованными или отвергнутыми одноклассникам;
- Помогите родителям организовать досуг подростков во внеучебное время (посещение кружков и секций);
- Важно повышать психолого-педагогическую грамотность родителей;
- Рекомендовать обращаться к специалистам (педагог-психолог, медиатор, социальный педагог) при невозможности справиться с возникшими трудностями.
На что необходимо обращать внимание родителям:
- Интересоваться жизнью и проблемами ребёнка.
- Уделять внимание его взаимоотношениям с членами семьи и сверстниками.
- Учите ребенка общению с людьми вне Интернета.
- При необходимости обращаться к педагогам-психологам, психиатрам, детским неврологам.
- В подростковом возрасте родитель должен стать для ребенка другом, с которым можно поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым. Именно чувство отверженности собственными родители может толкнуть подростка на расправу с окружающими, месть, в виде скулшутинга школе.
- Любите своих детей, будьте к ним внимательны и принимайте их такими, какие они есть!
На что необходимо обращать внимание обучающимся:
- Будь внимателен к своим одноклассникам и другим обучающимся и педагогам школы;
- Если тебе нужна помощь, проси её. Ты всегда сможешь получить профессиональную помощь психолога или педагога, если обратишься за ней. Иметь человека, который понимал бы тебя, — это значит иметь опору во всем (Ф. Кафка);
- Когда ты ссоришься с родителями, педагогами или сверстниками важно помнить, что вы не против друг друга, а вы против проблемы. Старайся найти точки соприкосновения;
- Помогай, если другому трудно;
- Береги хороших людей, которые рядом с тобой. Хорошие люди не автобусы, следующий не придет через 15 минут;
- Будь счастливым. Счастлив не тот, у кого всё есть, что он хочет, а тот кто доволен тем, что у него есть.